О чём молчит бишкекский герб
Бишкекчане и жители пригородов, регулярно въезжающие в столицу с западной стороны, наверняка замечали висящий там на указателе знак — герб города Фрунзе с надписью «Бишкек». Некоторые особо пытливые умы даже обращались к городским властям с вопросом, почему произошла такая путаница, ведь у Бишкека уже давно совсем другой графический символ. А некоторые безразличные и вовсе предлагали убрать эту эмблему, мол, зачем она вообще нужна?..
Сегодня уже мало кто помнит, но за время существования нашей столицы у неё имелось несколько гербов, причём все последующие сильно отличались от предыдущих. Чтобы понять, почему так получилось, давайте сначала обратимся к самым истокам, в данном случае к науке о гербах — геральдике.
Слово «геральдика» происходит от латинского heraldus, что означает «глашатай». При чём тут это, если мы говорим о гербах, наверняка спросите вы? Всё дело в том, что корни геральдики уходят глубоко в Средневековье. Её появление относят ко времени крестовых походов, а точнее, между 1120-м и 1150 годами. Зарождение гербов связано с тем, что из-за военного снаряжения получить информацию о человеке, зачастую не видя его лица, закрытого шлемом, было весьма проблематично. Благодаря желанию оказаться узнанным на поле боя, появилась традиция расписывать свои щиты различными фигурами, которые вскоре превратились в опознавательные знаки и стали ассоциироваться с конкретными личностями.
Ранняя геральдическая символика была крайне простой и легко читаемой, в ней не имелось сложных рисунков и надписей, на щите рыцаря могли изображаться, к примеру, просто медведь или корона. Правила со временем оформились в своеобразный свод законов. В Средние века в Европе процветали феодальные отношения, принадлежность к той или иной социальной группе полностью определяла жизнь человека. Знатность рода превратилась в своего рода культ. Так появилась традиция передачи гербов по наследству.
Существовал специальный геральдический язык, позволяющий доступно описывать гербовые изображения. Такие описания ещё известны как «блазонирование», от старонемецкого blasen — «дуть в рог». Они берут начало в эпоху рыцарских турниров, когда перед началом состязания герольд под фанфары торжественно и громогласно выкрикивал имена и титулы участников, описывал их гербы, рассказывал о знаменитых предках и фамильном происхождении. Вот вам и heraldus — глашатай.
В наши дни геральдика точно определяет, что и как может быть нанесено на государственный или фамильный герб, и объясняет значение тех или иных фигур. Этим же руководствовались и создатели первого штандарта кыргызской столицы — города Пишпека в 1908 году. В нём сплелись реалии и символы. Французский щит, обрамлённый двумя золотыми колосьями, обвитыми Александровской лентой, означал производство зерна и хлебную торговлю, которые велись в то время в Пишпеке. Вершину щита увенчивала корона в виде башни с тремя зубцами — знаком уездного города в составе Российской империи. В правом верхнем углу щита — герб Семиреченской области, к которой в то время принадлежал Пишпекский уезд. Щит бирюзового цвета пересекался серебряным поясом с тремя лемехами — символом земледелия, и изображением пчёл в верхней и нижней частях щита — символом трудолюбия.
В таком виде герб столицы просуществовал до прихода в Пишпек большевиков в 1917 году. А ещё через девять лет, 12 мая 1926 года, Пишпек переименовали во Фрунзе, но о его символическом изображении на какое-то время забыли и вспомнили лишь в 1978 году, когда его новый вариант утвердил городской Совет народных депутатов.
Рисунок того герба, созданный сотрудниками «Фрунзегорпроекта», победил на открытом конкурсе к столетию города. Не изменилась только форма — традиционный щит, всё остальное стало совсем другим. В центре расположился круглый орнамент, обозначающий богатство кыргызской культуры. Круг обрамляли зелёные листья как символ города-сада Фрунзе. Под листьями располагались зубья шестерни — образ индустриального развития города. Над орнаментом — изображение бишкека — палочки для взбивания кумыса, как напоминание о старинном названии города. Выше располагалась белая полоса гор и надпись «Фрунзе». В таком виде герб просуществовал с 1978-го по 1994 год. В 1991-м после переименования города надпись «Фрунзе» заменили на «Бишкек».
Ну а современная эмблема Бишкека, с барсом на голубом фоне, утверждена в 1994 году. Среди множества проектов выбрали вариант, придуманный графиком М. Асаналиевым и кандидатом философских наук С. Иптаровым. На нынешнем гербе виден прямоугольный силуэт крепости, где внизу под ломаной чертой в виде гор крупными буквами проходит надпись «Бишкек». Над ней, на стене крепости — белый квадрат со снежным барсом в центре круга.
Башня, поскольку Пишпек возник как крепость, говорит о силе управленческой власти. Белый барс, или более привычное нам название «илбирс» — образ смелости, мужества и выносливости, это животное является одним из древних тотемов кыргызов. Круг и квадрат, в которые вписан белый барс, означают единство времени и пространства согласно древнекыргызскому представлению о мире. Кроме того, круг внутри квадрата символизирует четыре ценности — человека, культуру, экологию и экономику.
Вот сколько может рассказать о себе, казалось бы, обычный городской штандарт. Кстати, на обращение бишкекчан к столичным властям с вопросом о путанице с гербами Бишкекглавархитектура ответила, что, действительно, на стеле при въезде в город с запада размещён старый герб, и как раз сейчас разрабатывается архитектурная концепция западного въездного комплекса, в рамках которой въездной знак заменят на другую конструкцию с новым гербом. Как это будет выглядеть, поживём — увидим.
Марина ДУБОВЧЕНКО.
Related News
Совет за партнёрство
В Бишкеке состоялось очередное заседание Национального Совета по упрощению процедур торговли, на котором были рассмотреныRead More
Перекрёсток, свободный от пробок
Мэр города Оша Бакытбек Жетигенов посетил участок строительства от 660 км автодороги Ош — БишкекRead More