Main Menu

О чём молчит бишкекский герб

Бишкекчане и жители пригородов, регулярно въезжающие в столицу с западной стороны, наверняка замечали висящий там на указателе знак — герб города Фрунзе с надписью «Бишкек». Некоторые особо пытливые умы даже обращались к городским властям с вопросом, почему произошла такая путаница, ведь у Бишкека уже давно совсем другой графический символ. А некоторые безразличные и вовсе предлагали убрать эту эмблему, мол, зачем она вообще нужна?..

Сегодня уже мало кто помнит, но за время существования нашей столицы у неё имелось несколько гербов, причём все последующие сильно отличались от предыдущих. Чтобы понять, почему так получилось, давайте сначала обратимся к самым истокам, в данном случае к науке о гербах — геральдике.

Слово «геральдика» происходит от латинского heraldus, что означает «глашатай». При чём тут это, если мы говорим о гербах, наверняка спросите вы? Всё дело в том, что корни геральдики уходят глубоко в Средневековье. Её появление относят ко времени крестовых походов, а точнее, между 1120-м и 1150 годами. Зарождение гербов связано с тем, что из-за военного снаряжения получить информацию о человеке, зачастую не видя его лица, закрытого шлемом, было весьма проблематично. Благодаря желанию оказаться узнанным на поле боя, появилась традиция расписывать свои щиты различными фигурами, которые вскоре превратились в опознавательные знаки и стали ассоциироваться с конкретными личностями.

Ранняя геральдическая символика была крайне простой и легко читаемой, в ней не имелось сложных рисунков и надписей, на щите рыцаря могли изображаться, к примеру, просто медведь или корона. Правила со временем оформились в своеобразный свод законов. В Средние века в Европе процветали феодальные отношения, принадлежность к той или иной социальной группе полностью определяла жизнь человека. Знатность рода превратилась в своего рода культ. Так появилась традиция передачи гербов по наследству.

Существовал специальный геральдический язык, позволяющий доступно описывать гербовые изображения. Такие описания ещё известны как «блазонирование», от старонемецкого blasen — «дуть в рог». Они берут начало в эпоху рыцарских турниров, когда перед началом состязания герольд под фанфары торжественно и громогласно выкрикивал имена и титулы участников, описывал их гербы, рассказывал о знаменитых предках и фамильном происхождении. Вот вам и heraldus — глашатай.

В наши дни геральдика точно определяет, что и как может быть нанесено на государственный или фамильный герб, и объясняет значение тех или иных фигур. Этим же руководствовались и создатели первого штандарта кыргызской столицы — города Пишпека в 1908 году. В нём сплелись реалии и символы. Французский щит, обрамлённый двумя золотыми колосьями, обвитыми Александровской лентой, означал производство зерна и хлебную торговлю, которые велись в то время в Пишпеке. Вершину щита увенчивала корона в виде башни с тремя зубцами — знаком уездного города в составе Российской империи. В правом верхнем углу щита — герб Семиреченской области, к которой в то время принадлежал Пишпекский уезд. Щит бирюзового цвета пересекался серебряным поясом с тремя лемехами — символом земледелия, и изображением пчёл в верхней и нижней частях щита — символом трудолюбия.

В таком виде герб столицы просуществовал до прихода в Пишпек большевиков в 1917 году. А ещё через девять лет, 12 мая 1926 года, Пишпек переименовали во Фрунзе, но о его символическом изображении на какое-то время забыли и вспомнили лишь в 1978 году, когда его новый вариант утвердил городской Совет народных депутатов.

Рисунок того герба, созданный сотрудниками «Фрунзегорпроекта», победил на открытом конкурсе к столетию города. Не изменилась только форма — традиционный щит, всё остальное стало совсем другим. В центре расположился круглый орнамент, обозначающий богатство кыргызской культуры. Круг обрамляли зелёные листья как символ города-сада Фрунзе. Под листьями располагались зубья шестерни — образ индустриального развития города. Над орнаментом — изображение бишкека — палочки для взбивания кумыса, как напоминание о старинном названии города. Выше располагалась белая полоса гор и надпись «Фрунзе». В таком виде герб просуществовал с 1978-го по 1994 год. В 1991-м после переименования города надпись «Фрунзе» заменили на «Бишкек».

Ну а современная эмблема Бишкека, с барсом на голубом фоне, утверждена в 1994 году. Среди множества проектов выбрали вариант, придуманный графиком М. Асаналиевым и кандидатом философских наук С. Иптаровым. На нынешнем гербе виден прямоугольный силуэт крепости, где внизу под ломаной чертой в виде гор крупными буквами проходит надпись «Бишкек». Над ней, на стене крепости — белый квадрат со снежным барсом в центре круга.

Башня, поскольку Пишпек возник как крепость, говорит о силе управленческой власти. Белый барс, или более привычное нам название «илбирс» — образ смелости, мужества и выносливости, это животное является одним из древних тотемов кыргызов. Круг и квадрат, в которые вписан белый барс, означают единство времени и пространства согласно древнекыргызскому представлению о мире. Кроме того, круг внутри квадрата символизирует четыре ценности — человека, культуру, экологию и экономику.

Вот сколько может рассказать о себе, казалось бы, обычный городской штандарт. Кстати, на обращение бишкекчан к столичным властям с вопросом о путанице с гербами Бишкекглавархитектура ответила, что, действительно, на стеле при въезде в город с запада размещён старый герб, и как раз сейчас разрабатывается архитектурная концепция западного въездного комплекса, в рамках которой въездной знак заменят на другую конструкцию с новым гербом. Как это будет выглядеть, поживём — увидим.

Марина ДУБОВЧЕНКО.






Добавить комментарий